Социальный Форум «Будущее» в г. Москва

2 марта 2018 года в г. Москве в Большом конференц-зал Администрации Президента Российской Федерации на Всероссийском социальном форуме «БУДУЩЕЕ» состоялась общероссийская сборка образа социального будущего России. Участие в форуме приняли более 1200 человек со всех регионов России и гости из-за рубежа.

Этапы народного проектирования образа будущего социальной сферы, были проведены во всех федеральных округах России. «Точкой роста» проекта стал Ульяновск, где было принято решение провести во всех федеральных округах стратегические сессии. Старт проекта был в декабре 2107 года в Калининграде, затем мероприятия  прошли  в Уфе, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Улан-Удэ и в феврале 2018 года добрались до Владивостока. В народном проектировании Будущего сферы социального обслуживания и социальной поддержки приняло участие более 100 000 участников.

Мероприятие стало крупным событием в социальной сфере: в нем приняли участие получатели социальных услуг, представители профессиональных сообществ, исполнительной и законодательной властей, бизнеса,  социально-ориентированных НКО.

Результаты всех региональных мероприятий будут собраны в сводный образ  будущего сферы социального обслуживания  России и дорожную карту его достижения. Применение новых инструментов народного проектирования позволило гражданам нашей страны перейти от позиции  пассивных  потребителей  и критиков к позиции участников проектирования принятого ими Образа Будущего социальной сферы и дорожной карты его достижения. Сегодня в России насчитывается более 600 тысяч специалистов, работающих в сфере социального обслуживания, каждый из которых по роду своей деятельности взаимодействует с 10-100 получателями социальных услуг и их семьями, что составляет более 20 млн. человек, которые лично заинтересованы в реализации спроектированного ими будущего социальной сферы страны.

На сборке результатов 2 марта в Москве  каждый федеральный округ представил коллективные результаты  и выводы участников стратегических сессий по следующим темам: «Социальная сплоченность общества и социальная ответственность каждого», «Думая о пожилых - мы думаем о будущем», «Равные права - равные возможности»,  «Содействуя будущему семьи», «Молодое поколение - надежное будущее России», «Социальный работник будущего»,  «НКО, социально ответственный бизнес, государственные службы = партнеры», «Достойный труд-основа социальной политики государства», «Цифровая социальная сфера», «Учреждения социального обслуживания: раскрытие возможностей и преимуществ», «Развитие социальных услуг на селе и в отдаленных регионах России» и др. Темы выбраны не случайно: они затрагивают все важные сферы жизни общества, а также помогут решить важные вопросы в режиме диалога. Разработанные в ходе сессии проекты войдут в дорожную карту «Будущее социальной сферы России 2025. Социальная поддержка и социальное обслуживание».

Инициатор проекта: Общероссийская общественная организация «Союз социальных работников и социальных педагогов» - при поддержке гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Организаторы форума: Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ, Социальная платформа Партии «Единая Россия», Национальное Агентство социальных коммуникаций, Агентство стратегических инициатив, РГСУ.

«Качество социальных услуг»

Проблемы качества социальных услуг рассматривались на дискуссионных площадках четырех  федеральных округов: Северо-Западного Федерального Округа, Уральского Федерального Округа, Южного Федерального Округа, Центрального Федерального округа.

Основные проблемы и предложения в области качества оказания услуг были связаны с решением методологических вопросов, стратегий развития, системой оценки и изменением повышения квалификации социальных работников в течение профессиональной деятельности.

Среди стратегических вопросов, реализуемых в данном направлении, участниками дискуссионных площадок было выделены следующие направления деятельности, способные повысить качество предоставляемых услуг:

  • перейти от заявительного, на выявительный принцип предоставления социальных услуг, реализация адресного запроса потребителя социальных услуг;
  • ориентация на ценностный подход в деятельности социального работника, а не на утилитарный и ведомственный;
  • создать на основе законодательной правоприменительной практики механизмы межведомственного взаимодействия на всех уровнях: территориальном, региональном, федеральном;
  • разработать и внедрить комплексную систему стандартизации социальных услуг на всех уровнях, качество которой гарантировано было бы получателям социальных услуг независимо от региональных особенностей;
  • закрепить на уровне законодательства необходимость проведения мониторинга качества предоставляемых услуг организациями всех типов собственности: государственной, некоммерческой, конфессиональной.
  • создать условия на государственном уровне по развитию негосударственного сектора социальных услуг.

Качество предоставления социальных услуг рассмотрено в контексте необходимых мер   постоянного повышения профессиональной компетенции социальных работников, в этой связи предусматривается:

  • создание многоуровневой системы образовательных маршрутов работников соц. сферы;
  • социальный работник должен иметь многопрофильную подготовку, оказывать различные виды помощи от первичной социально-медицинской помощи до комплексной реабилитации в составе мультидисциплинарной команды;
  • должна быть создана и внедрена система комплексной профилактики профессионального выгорания, включая систему санаторно-курортного лечения социальных работников за счет федерального бюджета;
  • система подготовки социальных работников должна быть скоординирована с потребностями региональных рынков труда;
  • учреждения социальной защиты должны быть частью подготовки будущих профессионалов, с этой целью департаментами труда и социальной защиты должны быть определены на законодательном уровне супервизорские центры по практической подготовке будущих специалистов.

«НКО, социально ответственный бизнес, государственные службы = партнеры»

Данные проблем были рассмотрены на пяти площадках - Северо-Западный  Федеральный Округ количество не предоставлено, Южный Федеральный Округ, Приволжский Федеральный округ, Сибирский Федеральный округ, Центральный Федеральный округ.

Представленные предложения касаются стратегий взаимодействия между государственными и некоммерческими организациями в сфере реализации социальных услуг населению.  

Вопросы взаимодействия связаны с правовыми, организационными и межведомственными стратегиями.  

Стратегии государственной политики:

  • создание правовых механизмов позволяющим НКО оказывать социальные услуги в тех же объемах, что и государственным организациям,
  • создание единой ресурсной базы НКО, обозначена ее роль в системе социальных услуг региона, территории, государства;
  • создан закон о правовом регулировании государственных заказов в сфере социальных услуг;
  • законодательно оформлена система государственно-частного партнёрства, обозначена его роль на всех уровнях;
  • сотрудники НКО имеет те же льготы, что и работники государственных учреждений, они также проходят сертификацию и аттестацию по государственным стандартам качества, для них установлены обязательные сроки повышения квалификации и переквалификации в зависимости от изменения профиля деятельности;
  • на государственном уровне создаются площадки по обмену опытом между всеми участниками, предоставляющими  социальные услуги;

Каждый гражданин России имеет социальный счет, с которого он может оплачивать необходимые ему социальные услуги. Голосуя рублем, он выбирает самых достойных поставщиков социальных услуг, которые получают господдержку. Действует межведомственная социальная система, основанная на здоровой конкуренции государственного сектора, обеспечивающего оптимальный гарантированный минимум, и негосударственного сектора по общероссийским четким стандартам качества социальных услуг и услуг по сопровождению с учетом индивидуальных осознанных потребностей населения. Обеспечена возможность выбора индивидуального качественного сопровождения, в зависимости от личной необходимости за счет государственных средств с учетом собственных накоплений. Действует диалоговая площадка государства, бизнеса и общества. Развит правовой конкурентоспособный социально ответственный аутсорсинг в сфере социального обслуживания. Реализуется постоянно уточняемая комплексная «дорожная карта» по развитию негосударственного сектора в сфере оказания социальных услуг.

Согласование и утверждение общероссийского четкого стандарта качества оказания социальных услуг

- Согласование и утверждение расширенного общероссийского перечня гарантированных социальных услуг по видам

- Согласование и утверждение

критериев целесообразности привлечения негосударственных поставщиков с определением объемов и видов социальных услуг, с учетом региональной специфики

-Создание четкой системы межведомственного взаимодействия

-Формирование трудовых, имущественных, финансовых ресурсов у негосударственных поставщиков.

«Равные права и равные возможности»

Данная площадка проходила в трех федеральных округах: Северо-Кавказском Федеральном округе, Уральском федеральном округе, Дальневосточном Федеральном округе.

Подходы к работе с инвалидами рассмотрено на нескольких уровнях:

  • законодательном,
  • программном
  • организации занятости
  • организации жизнедеятельности

Законодательный уровень проблемы

- предлагается формирование предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы в системе комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;

- необходимо выйти на европейские стандарты обслуживания инвалидов на основе европейских протоколов, сущность которых интегрировать инвалидов в сообщество;

- разработка законодательства по правоприменительной практике   организации доступной среды;

- оценка эффективности правоприменительной практики по стимулированию российских разработчиков и производителей ТСР;

-постоянное проведение мониторинга оценки качества российских ТСР;

- разработать законодательство по ограничению применения в языковой практике дискриминационного понятия «инвалид»

Программы

- создание на базе НТИ бизнес инкубатора разработчиков технических средств реабилитации;

- создание региональных и федеральных каналов, транслирующих программы с обязательным сурдопереводом;

- создание программ по вхождению людей с проблемами социального функционирования в профессиональные сообщества;

Организация занятости

- разработать профессиональные стандарты для людей с особенностями развития на основе существующих массовых нозологий,

- создание центров – занятости, с системой повышения квалификации для людей с особенностями социального функционирования,

- расширить программы WorldSkills Russia для инвалидов, участников, конкурса которых должны получить гарантированные места на производствах, в сфере услуг, сельского хозяйства,

- создание специальных программа по квотированию рабочих мест и поддержке предприятий, которые трудоустраивают инвалидов

Организация жизнедеятельности

  • - создать непрерывную систему сопровождения из числа клинических социальных работников, которые реализуют проекты в отношения человека с особенностями в развитии на основных этапах его жизненного пути, ранняя помощь и сопровождение семьи ребенка с инвалидностью, инклюзивное обучение, сопровождаемое трудоустройство, сопровождаемое проживание.

«Развитие социальных услуг на селе и в отдаленных регионах России»

Данная проблема обсуждалась на трех площадках: Поволжского Федерального Округа, Северо-Кавказского Федерального Округа, Сибирского Федерального округа.

Основные проблемы и направления развития социальной работы на селе связывают с развитием мобильной социальной работой, определением социальной работ на селе как отдельное направление деятельности, правовая и финансовая составляющая данной деятельности.

Мобильная социальная работа на селе должна иметь следующие особенности:

  • техническую обеспеченность, социальным работникам должны быть мобильны в любое время года, поэтому он должны быть обеспечены индивидуальным транспортом, в зависимости от региона обслуживания пользователей социальных услуг (высоко проходимые автомобили, снегоходы, и т.д.);
  • обеспечение средствами связи и геолокации, внедрить  интернет -технологии не только на уровне организации управления, но и сбора заявок, оперативного реагирования на запросы, внедрение «тревожной кнопки» у пользователей услуг, проживающих отдельно на селе;
  • развивать на селе комплексные междисциплинарные бригады помощи, состоящие не только из социальных работников, врачей, но и специалистов, осуществить текущий мелкий ремонт;
  • создать мобильные «кабинеты оперативной реабилитации», с учетом возрастных особенностей пользователей социальных услуг;

Социальная работа на селе как самостоятельное направление деятельности, особенности финансирования и правового обеспечения:

  • социальная работа на селе должна определяться как самостоятельное направление социальной работы, иметь самостоятельный профессиональный стандарт, в Вузах необходимо организовать специализированное обучение исходя из специфики клиентов, проблемных ситуаций,
  • создавать в населенных пунктах отделения социальной работы, в зависимости от количества обслуживаемых клиентов,
  • должна быть разработаны нормативно-правовые нормы обслуживания, введение льготных мер при выходе сотрудников на пенсию;
  • исходя из сложности условий труда, социальные работники на селе должны обеспечиваться санаторно-курортными путевками;
  • при учреждениях социального обслуживания в сельской местности должны быть созданы резервные фонды для оказания срочной социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • на основе подходов социально-государственного партнёрства субсидии НКО со стороны государства выделять только в том случае, если они в течении 2-3 лет отработали по программ помощи на селе.

«Содействуя будущему семьи»

Данная проблема обсуждалась на площадках четырех  федеральных округов Северо-Западном Федеральном Округе, Уральском Федеральном Округе, Южном Федеральном Округе, Приволжском Федеральном округе.

Предложения в области семейной политики обозначило три уровня стратегий, которые должны быть реализованы на уровне федеральных и региональных властей:

  • изменение векторов социальной политики в отношении семей, приемных семей и семей воспитывающих и обеспечивающих детей-инвалидов,
  • политика в отношении материнства и детства,
  • политика в отношении воспитания семейного образа жизни среди молодежи.

Несмотря на разные подходы к пониманию проблем будущего семьи, все участники форума рассматривают институт семьи как традиционную форму сообщества, в которой отец, мать, выполняют свои функции исходя из приородо обусловленных  гендерных ролей, в которых воспитываются дети. Данный институт  имеет безусловные приоритеты в государстве и является центральным субъектом проводимой в стране экономической и социальной политики, является основой национальной идеи, духовным скрепом всех наций и народностей Российской Федерации.

В этой связи предлагается на уровне государственных документов ввести понятие и юридическую норму «семейный капитал», как антитезу понятию «человеческий капитал», позволяющую руководствоваться политическими, организационными инструментами при решении текущих задач семейной политики.

Основные направления векторов развития семейной политики:

  • проведение налоговой и экономической политики, стимулирующей заключение брака, рождение детей, содержания пожилых и престарелых;
  • приоритеты в занятости на рынке труда работникам, состоящих в браке,
  • усиление экономической, административной, правовой ответственности за надлежащее исполнение родительских обязанностей;
  • развивать и поддерживать на уровне государства все формы семейного малого бизнеса;
  • реализовывать государственные жилищные  программы в отношении семей, низкая ставка по ипотечному кредитованию для семей с несовершеннолетними детьми, исключен первоначальный взнос по ипотеке;

Политика в отношении материнства и детства

  • сохранение гарантий женщине-матери трудовой занятости, предоставление возможности получения дополнительного образования в период ухода за ребенком;
  • в трудовой стаж включена деятельность матерей по воспитанию и образованию детей  в многодетных семьях и семьях, имеющих детей-инвалидов;
  • реализовать меры социальной поддержки в отношении многодетных семей, 8 и более детей, в виде бесплатного предоставления автотранспортного средства

Политика в отношении воспитания семейного образа жизни среди молодежи

  • во ФГОС включить программы: «Культура и этика семейных отношений»  и «Здоровье – основа семьи»;
  • в СМИ и сети Интернет регулярно пропагандируются ценности семейных отношений, ответственного многодетного родительства, общечеловеческих нравственных ценностей, положительный опыт успешных семей

«Социальный работник будущего»

Проблемы формирования образа социального работника будущего обсуждались на площадках Северо-Кавказского федерального округа, Северо-Западного федерального округа, Сибирского Федерального округа, Приволжского Федерального округа.

Перспективные направления в отношении социальных работников определяются участниками проблемных площадок по следующим направлениям:

  • совершенствование системы подготовки социальных работников,
  • финансовое стимулирование работников социальной сферы
  • создание позитивного имиджа профессионала через средства массовой информации

Совершенствование системы подготовки социальных работников:

  • дифференцированная подготовка социальных работников, имеющая практический, прикладной характер. Разработка и апробирование программ профилактики профессионального выгорания работников;
  • адаптация профессиональных стандартов с образовательными стандартами, как на уровне формируемых компетенций, так и того объема необходимых знаний, которыми должны владеть социальные работники;
  • развитие новых профессий социальной работы, исходя из складывающихся социально-экономических, демографических и инклюзивных тенденций, которые определяют контекст развития страны на среднесрочную перспективу. В этой связи были необходимо развивать направления в области социальной работы, такие как клинический социальный работник, клинический социальный педагог, конфессиональный социальный работник (работа с религиозными организациями), специалист по работе с этническими группами и общностями.

Финансовое стимулирование работников социальной сферы

  • исходя из актуальности деятельности социального работника, реализующего на практике проведение реальной социальной политики, исходя из приоритетов государства, направленных на обеспечение качества жизни человека в российском обществе, приравнять деятельность социальных работников к деятельности государственных служащих, что существенно поднимет не только их престиж, но финансовую составляющую их деятельности;
  • повысить заработную плату сельским социальным работникам, ввести систему надбавок в зависимости от местности обслуживания.

Создание позитивного имиджа профессионала через средства массовой  информации

  • через средства массовой информации создавать позитивный образ социального работника (государственного, конфессионального, в сфере НКО);
  • создать передачу, которая бы постоянно рассказывала о деятельности данных профессионалов в обществе;
  • создать ряд кинофильмов, сериалов о деятельности данных людей, работающих в учреждениях с различными группами населения,
  • создавать специализированные волонтерские отряды милосердия, в функциональные обязанности которых входила не только помощь, но и пропаганда деятельности социальных работников

«Цифровая социальная сфера» 

В рамках программы были проведены в различных регионах Российской Федерации серия стратсесий, целью которых было выявить актуальные и перспективные направления развития социальной сферы, исходя из объективно складывающихся социально-политических тенденций, векторов развития экономики, где социальной сфере отводится роль одного из драйвера, включающим ресурсы и активности населения.

Одним из приоритетным направлением дискуссионных площадок явилось обсуждение проблем цифровой социальной сферы, как неотъемлемой части цифровой экономики, вектор развития которого был обозначен президентом РФ В.В. Путиным.

В работе данного направления в дискуссионных площадках приняли участие представители трех федеральных округов – Приволжский Федеральных округ, Уральский Федеральный округ, Дальневосточный Федеральный округ.

На дискуссионных площадках были обозначены прорывные направления организации цифровой социальной сферы, которые необходимо объединить по следующим кластерам:

создание электронной системы управления на основе развития сервисов и технологий на основе информационных платформ, позволяющих реализовать диджитализацию информационных процессов:

- внедрить мобильную платформу, включающую в себя сервисы по предоставлению всех видов государственных услуг, и сервисов предоставления информации, единый личный кабинет гражданина;

- внедрить в подведомственных учреждениях типовых форм отчетности в электронном виде;

- внедрить новый ПТК, создать единый регистр получателей услуг (территории, города, области, края и т.д.);

- на территории РФ создать единый электронный идентификатор гражданина. Идентификация личности должна происходить посредствам биометрических алгоритмов распознавания.;

- автоматизировать процесс получения статистических данных о предоставляемых услугах;

- урегулировать систему межведомственного электронного взаимодействия, в соответствии с единым комплексом нормативных правовых актов;

- создать на территориях единый Call-центр по мерам социальной поддержки;

- создание государственной АИС страхования от безработицы с назначением фиксированной суммы пособия, позволяющей обеспечить достойный уровень жизни

организовать электронные модели «помогающей среды»

- использовать принципы умных домов и технологий ИИ, для ухода за получателями социальных услуг вне ДИ

- наличие электронной среды социального обслуживания, обеспечивающей для гражданина низкопороговый, в том числе оперативный, доступ к товарам и услугам гарантированного качества в соответствии с его индивидуальными потребностями и с учетом его психофизиологических особенностей развития

создание действующей модели «электронный социальный работник»

- цифровой социальный работник» имеет всю информацию о своих клиентах и не занимается отчетами (он занимается реальной работой).

- Каждый гражданин имеет уникальный идентификатор, усиленная квалифицированная электронная подпись, гаджет для связи с ГИС;

- внедрение цифровой навигатор для инвалидов по доступности к местам жизнедеятельности;

- внедрить дистанционный мониторинг состояния клиентов социальных служб

-ввести в многофункциональный социальный планшет